Лотосовая ножка и Цветок Персика. Часть 3.

Современные историки полагают, что главной причиной бинтования ног было вовсе не стремление к красоте, а гораздо более прозаическая вещь – желание мужчин удержать женщину дома и ограничить ее общение с окружающим миром: на таких ногах далеко не уйдешь.

 

Как ни прискорбно это по отношению в памяти великого учителя и философа, предполагается, что обычай бинтования ног в значительной степени связан с господствующей в средневековом Китае философией конфуцианства.

 

Конфуций придерживался древней концепции «инь и ян», в соответствии с которой женщина несла в себе начало «инь», то есть слабость и пассивность, что также соответствовало китайской метафизике. Деформация стопы и общественные эстетические образцы подчеркивали эти качества женщины. Кроме того, конфуцианство устанавливало строгую социальную иерархию, в которой женщины находились в подчинённом положении по отношению к мужчинам. Таким образом, крошечная нога считалась признаком добропорядочности.

 

Женщина с забинтованными ногами была ограничена в возможности передвигаться самостоятельно, она была вынуждена сидеть дома и не могла пойти куда-либо без сопровождения слуг. Она не могла участвовать в политике и общественной жизни; она была зависима от своей семьи и, в первую очередь, от мужчин своей семьи.

По этой причине забинтованные ноги стали символом женского целомудрия и мужской власти.

 

 

Кроме того, женщина, неспособная самостоятельно передвигаться, была свидетельством богатства и привилегированного положения её супруга, поскольку он мог себе позволить держать жену в праздности. Женщина представляла собой красивую безделушку в роскошных апартаментах. Она жила в праздности, не занималась никакой работой и тешила самолюбие мужа, как красивая вещь.

 

Конфуций, при всей его мудрости, был закоренелым домостроевцем.

 

 

Некоторые старые источники говорят о том, что возникновение этой традиции связано и с Ба Цзы.

 

Дело в том, что Цветок Персика, который так желают видеть в своих картах все, кто не знает китайскую астрологию достаточно хорошо, во многих школах называется «Демоном Цветка», и является в большинстве случаев более негативной, чем позитивной звездой. 

 

Некоторые комбинации и разновидности его говорят не об очаровательности хозяйки, а являются указанием на ее распущенность, лень, жадность, чрезмерные аппетиты и потенциал изменницы.

Практикующие Ба Цзы хорошо знают один из его вариантов – «Цветок, перепрыгивающий через стену».

 

Есть мнение, что традиция бинтования ног восходит к тому, что если в карте девочки был виден этот самый «цветок,перепрыгивающий стену», а что означало, что девица склонна к побегу, изменам, даже предательству, то родители должны были или скрыть данный факт от общественности, или совершить нечто, что сделало бы реализацию этой звезды невозможным.

 

Подобные случаи нередки – например, известны факты, когда родители подделывали метрики девочек, рожденных в годы Огненной Лошади или с выраженными знаками « убийства мужа».

 

Для предотвращения нежелательного поведения дочерей многие семьи стали использовать веяния столичной моды на лотосовые ножки, затем мода стала традицией и распространилась на всех.

Даже если не брать во внимание Ба Цзы, а просто обратиться к истории – большинство девушек в те времена родственники выдавали замуж по договору и даже насильно, так что немало женщин убегало из дома, не желая жить с нелюбимым мужем, да еще прихватив имущество и деньги, таким образом выставляя его на позор и насмешки окружающих.

 

Патриархальное мужское общество должно было придумать что-то, что помешало бы женщинам делать это, и не нашло ничего лучше, как их физически обездвижить. Причем интересно, что эта традиция была сначала предназначена только для девушек из богатых семей – поскольку девушкам из бедных семей некуда было убегать и нечего уносить с собой, то их ноги были оставлены в покое.

 

Только несколько веков позже, когда мода на лотосовые ножки прочно установилась и стала неотъемлемой частью китайской культуры, этот обычай прижился и среди небогатых семей, которые желали выгодно выдать дочерей замуж. Бинтование ног возвелось в культ и искалеченная нога стала предметом женской гордости и престижа.

 

Создание с хрупким сложением, неуверенной походкой, тонкая, изящная, стройная фигура, походка,подобная колышущейся на ветру иве, плавные движения,нежный, тихий голос, мечтательный,отрешенный взгляд- вот идеал китайской красавицы, описанный во всех без исключения классических китайских романах.

И особенно красивым считалось, если женщина выглядит слабой.

 

Очень интересно, что еще один фактор Ба Цзы оказал на эту моду влияние. Дело в том, что в китайской астрологии существует весьма интересная и неоднозначная звезда — Красная красота, Red Charm, которая имеет очень интересный характер- она дает необыкновенную чувственность, сексуальность и притягательность в глазах противоположного пола, а так как в китайской культуре и в китайской метафизике в частности огромным уважением пользуется символизм (собственно, символические звезды отражают это), то считается, что создание внешнего образа, соответствующего описанию того или иного предмета или явления приносит его реальную энергетику. То есть, форма тянет за собой содержание. Потому девушки стремились внешне соответствовать образу дамы с Красной красотой в карте — нежному, слабому, томному.

 

Старинное описание женщины с Красной красотой звучит так: "Прекрасная, как персик или жемчужина, но несчастная». Почему же эпитет «несчастная» применяется здесь? Да еще и считается желательной чертой? Об этом рассказано в моей статье " Красная Красота- Ангел или Демон".

 

У живущих в Китае разных народов и понятия о красоте весьма отличаются друг от друга. Когда в XVII веке маньчжуры завоевали Поднебесную и основали последнюю императорскую династию Цин (1644-1911), то были поражены красотой ханьских (то есть собственно китайских) женщин, и два последующих века брали в жены и наложницы именно их, хотя главными или единственными женами у знати как правило были манчьжурские супруги.

 

И лишь во второй половине XIX века одна маньчжурка смогла покорить императора Сяньфэна своей странной и дикой красотой: овальное лицо, большая нога, высокий рост и громкий голос наложницы Цы Си резко контрастировали с прелестями других девушек.

К тому же она была умна и сумела повысить свой образовательный уровень, пользуясь предоставленными возможностями, не стеснялась выражать свое мнение о политике и экономике и даже спорить с императором.

 

Почему манчьжурским девочкам не ломали ног? В этом просто не было необходимости — знатная манчьжурская девушка была большой ценностью сама по себе, ведь она была частью правящей элиты, а девушка из обычной семьи не нуждалась в этой операции, на замужество это никак не влияло.

 

Кроме того, манчьжуры имели свои традиции, а их женщины пользовались большой свободой по сравнению с китаянками.

Манчьжурские аристократки с жалостью и презрением относились к «бедным покалеченным созданиям», осознавая, что их высокое положение само по себе делает их ноги прекрасными, какими бы они ни были на самом деле, и вели активный образ жизни, часто сопутствуя мужьям в развлечениях, на охоте, на праздниках, в путешествиях.

А «лотосоногие» тихо завидовали...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезные материалы

  • Летящие звезды 2020

    Летящие звезды 2020

  • Правила проведения активаций

    В статье рассматриваются правила проведения активаций, исключения и запреты.

Метки