Китайский календарь

Традиционный китайский календарь является точной и уникальной структурой, не только описывающей временные циклы, но и позволяющей координировать эти циклы во взаимодействии человека с его внутренним и окружающим миром.

 

В китайской философии и культуре календарь является одним из главных методов описания устройства мира, природы, космоса, общества. Это многоуровневая информация, а благодаря знанию закономерностей, описанных в нем, можно ориентироваться в жизни, регулировать ее и улучшать ее качество.

 

 Календарь можно соотнести и с жизнью человека- к примеру, весна или сезон Дерева ассоциируется с детством и юностью.

Либо со стороной света- север- это зима. Либо с состоянием погоды, где юг- жара.

 

 Уникальная календарная система, основанная на космических и природных циклах, зародилась несколько тясяч лет назад, а первое упоминание об астрономических знаниях относится к еще к архаическим временам протогосударства Шан-Инь

( 17- 11 в. до н.э.), когда неких астрономов, не сумевших предвидеть солнечное затмение 2137 г до н.э., казнили по приказу правителя. Интересно то, что уже в эти древние времена год был разделен на 365 дней и 12 месяцев.

 

 Считается, что правителем, давшим людям календарь и научивший их тому, что все в этой жизни подчинено космическим циклам, был легендарный Желтый Император Хуан-ди ( умер в 2597 г до н.э.)

 

 Примерно за 1000 лет до н.э. китайские астрономы уже знали, что год нельзя разделить на целое число месяцев, и в результате длительных наблюдений возникла система лунного и солнечного календарей, из которой образовались два наиболее распространенных сегодня типа календаря- солнечный, или сельскохозяйственный, и солнечно- лунный.

 

Лунно -солнечный календарь имеет две распространенных разновидности- наиболее популярный в Восточной Азии календарь Ся, названный по имени легендарной династии, первой из описанных в истории Китая, и календарь Чжуань Сюй Ли.

 

 В лунно-солнечном календаре год делится на 12 месяцев, в которых попеременно имеется по 29 и 30 дней, поэтому лунный год состоит из 354 дней. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10 дней 21 час, семь раз в течение 19-летнего периода вставляется добавочный, 13-й месяц.

 

 Китайский лунный календарь основан на орбитальном движении Луны и содержит вставной месяц каждые 3 года.

Лунный год начинается в 1-й день 1-го лунного года и такой календарь используется для расчета религиозных праздников, таких как Китайский новый год, наступлением которого признается второе, считая от зимнего солнцестояния (21—22 декабря), новолуние, которое с 1645 по 2644 год происходит не раньше 21 января и не позже 21 февраля, праздник весны, приходящийся на день первого полнолуния, праздник осени.

 

Также Лунный календарь используется для метафизических целей- к примеру, День, убивающий мастера, расчитывается именно по этой системе. Статью об индексах дня   вы можете найти в разделе "В помощь клиенту".

 

Есть интересное стихотворение о китайском календаре и времени-

 

 

Год- глава всех убивающих Ша

 

Месяц- управляющий подьемом и падением удачи

 

День -хозяин 4-х Столпов, так как контролирует результат счастья и несчастья

 

Час- слуга дня, он дает нам результаты 4-х Столпов

 

И завершает цикл в выборе дат

 

Ша не будет активировано, пока не придет год, его активирующий.

Например,  2017 год активировал Ша на юге, так Небесный стол года содержал Огонь.

В 2018 году Ша на юге не активировано.

 

 Императоры династии Ся, потомки Желтого Императора, правили Китаем с 2070 по 1600 до н.э. и при них окончательно сформировался календарь.

 

Календарь Ся применялся не только для нужд сельского хозяйства, но и для медицины, философии, науки, общественной жизни. В частности, в знаменитом трактате Желтого Императора « О внутреннем» рекомендуется строго придерживаться природных циклов в поведении, питании, стиле жизни для достижения здоровья и долголетия, то есть, жить по календарю.

 

 Над развитием и совершенствованием календарной системы работали многие выдающиеся ученые древнего Китая, такие как Сыма Цянь ( 145-86 гг. до н.э.), Чжан Хэн ( 78-139 гг н.э.), Цзу Чун Чжи (420-500 гг н.э.), Го Шоу-цзин (1231-1316 гг. н.э.).

 

Так как общество в древние времена сильно зависело от солнца, его света и тепла, в эпоху династии Цинь, в 221 г до н э, когда император Ши Хуанди объединил Китай, в практику был введен солнечный календарь, и его деление на 24 Цзе Цзи, или Солнечных сезона.

 

 Сезоны являются основой солнечного календаря, потому что именно Солнце определяет время их начала и окончания.

24 сезона также  увязаны с солнцестояниями и равноденствиями, важными днями, знаменующими каждый трехмесячный сезон.

Равноденствия бывают в середине весны (21 марта) и в середине осени (21 сентября), когда протяженность дня и ночи равны.

Солнцестояния отмечают середину лета (21 июня) и середину зимы (21 декабря). Эти даты солнцестояния справедливы для Северного полушария. В Южном полушарии все наоборот: зимнее солнцестояние – 21 июня, а летнее – 21 декабря. Сезоны, в свою очередь, соотносятся с пятью Элементами, как показано ниже.

 

Соответствие сезонов пяти Элементам: весна- дерево, лето – огонь,осень – металл, зима – вода. Земля не имеет своего сезона, но под ее управлением находятся 18 последних дней каждого сезона.

 

 

Календарь Ся применяют также в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений, бизнеса, вступления в новую должность и дат любых других важных мероприятий.

 

Персональную карту Ба Цзы исчисляют, применяя календарь 60 Цзя Цзы.

 

Календарь Цзе Ци применяют для предсказаний погоды.

 

Есть принципиальное различие между концепцией китайского и западного календарей-на Западе принято считать начало нашей эры от Рождества Христова, а все даты до 1 января первого года нашей эры считаются в противоположном направлении, назад от этой точки. Таким образом, время делится на 2 больших раздела - до нашей эры и после и считается текущим линейно.

 

 В китайском календаре, как и в монгольском, японском, корейском и тибетском, не существует противопоставления одного отрезка времени другому, напротив, считается, что время развивается циклически, по спирали ( между прочим, о спиральной модели развития не только времени, но и нашей цивилизации говорят все виднейшие, в том числе и западные, философы ).

 

 

В этих странах временные отрезки считают последовательно, год за годом.

 

Наибольшая единица измерения времени– эпоха. Китайская эпоха – 3600 лет.

 

 

Эпоха состоит из 60 циклов по 60 лет.

 

Период в 60 лет носит название Цикла Цзя-Цзы.

Один Цзя Цзы делится на три 20-летних периода, каждый из которых имеет свой номер, связанный с китайской нумерологией, начало каждого из которых отмечено сменой Летящих Звезд периода.

 

К примеру, начиная с 2004, мы живем в 8-м Периоде, который продлится до конца 2023.

В 2024 на смену ему придет Период 9, в свою очередь, длящийся до 2043.

Девятый Период будет последним из девяти Периодов, первый из которых начался в 1864. Затем виток времени начнется снова, с Периода 1.

 

 Считается, что за начало первой циклической эры принят первый год царствования Императора Хуан-ди, это год Крысы 2637 до н.э. К настоящему времени прошло 76 полных циклов эры, а 1924 начался новый цикл.

 

Три 60-летних Цикла составляют Эру- 180 лет.

В каждой эре есть верхний, нижний и средний циклы.

К верхнему относятся 1,2,3 периоды, к среднему- 4,5,6, и к нижнему- 7,8,9.

Причем, каждому периоду еще и относится определенная триграмма.

 

 

 

Если говорить о времени, в котором мы живем в настоящий момент, то 8-му Периоду соответствует триграмма 8, Гэнь, символом которой является младший сын, ребенок, а часть тела, символом которой является эта триграмма- рука.

Таким образом, даже не зная фен шуй, по описанию триграммы можно понять, кто или что будет играть ведущую роль в том или ином 20-летии.

 

Начиная с 2004 все моложе и моложе становятся менеджеры, политики и руководители в различных отраслях, резко повысилось число молодых миллионеров, огромную роль в обществе начали отводить детям и молодежи, стремительно развивается рынок услуг и товаров для них, а также очень многие события связаны так или иначе с ними.

 

Второй символ нашего времени- рука, означает бурное развитие технологий, связанных с руками, роботов, а также всяческих аппаратов, управляемых рукой- к примеру, сенсорные мобильные телефоны, айпады. Более подробно о характеристиках периодов китайского календаря можно почитать в статье "Китайский календарь и характер периодов времени".

 

 В китайской метафизике считается, что Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн влияют на жизнь природы, человека, общества- их отождествляют с 5 элементами. Самые крупные из них- Юпитер и Сатурн, Время обращения Юпитера вокруг Солнца- 12 лет, а Сатурна вокруг Солнца- 30 лет. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн каждые 60 лет оказываются в одном секторе 45 градусов относительно Солнца, вот почему цикл Цзя-Цзы повторяется каждые 60 лет.

 

Что представляет из себя цикл Цзя-Цзы?

Это 60 возможных комбинаций, которые могут образовывать Небесные Стволы и Земные Ветви, его еще называют шестидесятеричным циклом. 60-летний цикл делится на пять Больших лет, состоящих из 12 лет, где каждому году присвоена своя Земная Ветвь.

 

 Земные ветви- это циклические знаки двенадцатеричного цикла, которые используются в Китае и других странах юго-восточной Азии для летоисчисления, а также в качестве операторов в семействе наук классической китайской метафизики, каждой из которых дано имя и приписывается характер определенного животного.

Расположены они в следующей последовательности

 

子     寅   卯   辰   巳   午   未   申   酉   戌  

 

 Десять Небесных Стволов – это два аспекта каждого из пяти Элементов, представленных в его иньском или янском варианте. Поскольку все сущее можно охарактеризовать с точки зрения Инь-Ян, то и Элементы не являются исключением. Поэтому Стволов десять (5 янских и 5 иньских)

 

甲   乙   丙   丁   戊   己   庚   辛   壬   癸

 

 

Земные Ветви и Небесные Стволы комбинируются друг с другом, создавая пару, характер которой позволяет определить характер года. К примеру, 2018- год Земля ян на Собаке ( Земле ян). Сама комбинация говорит о том, что Земля в этом году очень сильна, и уже на основании этой простой информации можно сделать прогноз по характеру года, его влиянию на события общественной жизни и людей.

 

Поскольку первая комбинация — это Дерево ян, Цзя, На Крысе, Цзи , то система называется Цзя-Цзы. За этой комбинацией следуют И Чоу, или Дерево инь на Быке, затем Бин-Инь, или Огонь ян на Тигре, и так далее, до Квэй-Хай, или Воды инь на Свинье, последнего Цзя Цзы. Затем все начинается сначала, и цикл повторяется.

 

Точно так же любой отрезок времени- месяц, день, час можно описать с помощью пары символов – Небесного ствола и Земной ветви. Именно на этом принципе основана запись момента рождения человека- его личная карта Ба Цзы.

 

Существует несколько интересных легенд, связанных с тем, почему именно определенные животные стали символами 2-х часовок.

 

 Первая из них гласит: «Однажды Будда пригласил к себе на день рождения всех животных, какие захотят прийти сами. Но чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку.

 

Сначала к Будде подошла Крыса. Однако на самом деле первым достиг противоположного берега старательный и исполнительный Буйвол, а хитрая и предприимчивая Крыса, которая не хотела мокнуть в холодной воде, попросила Буйвола перевезти ее на своей спине. Пока Буйвол отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в приличном виде, Крыса, соскочив с его спины, быстро побежала вперед и первой поздравила Будду. За скорость и предприимчивость он предоставил ей право править в первый год и назвал первый час дня в ее честь.

 

 

Чуть-чуть отстал от Буйвола энергичный Тигр, которому достался третий год и третий час дня.

Четвертым стал быстрый и умный Кролик, и его именем был назван четвертый год и час дня, пятым – величественный Дракон, шестой оказалась мудрая и элегантная Змея, седьмой – веселая и общительная Лошадь, восьмой- не очень решительная Коза, которая, как считается, решилась отправиться в путь только после того, как узнала о том, что ее соседка Лошадь благополучно достигла цели, девятой- осторожная и хитрая Обезьяна, которая начала переправляться через реку только когда убедилась, что это безопасно для нее, десятым прибежал Петух, который задержался, потому, что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.

Одиннадцатой прискакала Собака- у нее было очень много дел, но, будучи очень обязательной и порядочной, она, все же, как только справилась со своими обязанностями, прибежала к берегу, и, р